Что нужно знать про тендеры


вкл. . Опубликовано в Экономика

tenderТендерами называют специальные торги, которые устраивают в целях поиска наиболее выгодных предложений от исполнителей.

Бывают государственными и коммерческими, различаются по способу проведения и принципу организации. Проводятся они в самых разных отраслях промышленности, подробнее узнать про текущие тендеры можно на интернет-платформе https://bbgl.ru/tenders. Чтобы точнее понять суть процедуры, стоит ознакомиться с основными специфическими моментами и понятиями.

Назначение и тонкости организации

Тендерами называют торги, которые проводятся по принципу аукциона, но не наоборот. Побеждает более выгодное предложение (исполнитель, предложивший низкую цену за выполнение заказа или оказание услуги). В обычном аукционе преимущество у того, чья ставка оказалась самой высокой.

Для организатора тендера выгода очевидна. Он может найти исполнителя, который за наиболее низкую цену (среди конкурентов) сможет выполнить заказ. Победитель тоже остаётся в выигрыше, поскольку получает возможность заключить контракт, что положительно сказывается на развитии бизнеса. Впрочем, надеясь на самую низкую цену, стоит понимать, что ни один исполнитель не станет выполнять заказ в ущерб себе. Так что от сотрудничества и он получает материальную выгоду.

Победа в тендере – это перспектива развития для любого типа бизнеса. Нередко исполнитель, получивший контракт, может заключить договор и на дальнейшее сотрудничество.

Выиграть торги могут все, кто соблюдает правила и условия. Сегодня система их проведения отточена до мелочей. Механизм открытых тендеров стал намного прозрачнее, нежели на заре зарождения таких аукционов.

Основные типы процедур

Тендеры различаются по способам и формату проведения. Данные параметры в первую очередь определяют их доступность для желающих принять участие и принцип отбора победителя. Так, к видам тендеров относятся:

  • открытая процедура;
  • закрытая;
  • с ограниченным количеством участников;
  • торги по предварительному отбору;
  • закупки у одного и того же поставщика.

Кроме того, проводятся они в 1 и 2 этапа. Самые распространённые среди всех разновидностей – открытые торги. В них могут принять участие все желающие исполнители, возможности, сфера деятельности и производственные активы которых соответствуют условиям организатора. Обычно о проведении открытого тендера уведомляют широкую общественность, используя для этого разные методы гласности: радио, СМИ. При этом дата завершения и начала аукциона тоже разглашается, как и имя победителя.

Закрытые торги, наоборот, предполагают «тихий» принцип проведения. О них не уведомляют. Более того, имя победителя не знают даже сами соперники. Обычно по окончании процедуры рассылается уведомление, что аукцион завершён, исполнитель выбран. Участников на них приглашает сам организатор, выбирая наиболее перспективных. Проводится такой тип тендеров в случае, если нужные для закупки товары имеются лишь у одного производителя или поставщика. Обычно к закрытым торгам прибегают при поиске исполнителей на проекты, что связаны с гостайной.

Процедуры, что предполагают ограниченное число участников, обычно проводятся среди претендентов, отобранных по какому-либо критерию: территориальное расположение, наличие допуска к ведению определённого бизнеса, производственные мощности или доступ к сырью в нужном объёме.

А вот торги по предварительному отбору в какой-то степени напоминают двухэтапные процедуры. В данном случае изначально организатор изучает предложения от поставщиков, отбирает наиболее подходящие и среди них уже проводится конкурс и определяется победитель.

Ещё один специфический тип процедуры – закупки у единого поставщика. Они проводятся лишь в том случае, если известно, что никто, кроме него, не сможет удовлетворить потребности организатора, не способен поставлять в нужном объёме товары или оказывать какие-либо услуги.

Формат проведения

По этому принципу различий аукционы бывают одно- и двухэтапные. Первые проводятся на общей основе, когда все участники выдвигают свои предложения. В ходе сравнения организатор сразу выбирает победителя. Такие мероприятия более распространены, в чём можно убедиться, сравнив статистику текущих проектов на https://bbgl.ru/.

Двухэтапные предполагают предварительный отбор наиболее выгодных предложений. Поставщики, что их выдвинули, проходят во второй этап, где и оглашают свою цену. Остальные участники исключаются из тендера. Выбирается победитель среди тех, кто прошёл во 2 этап.